Чат бот и рекрутинг: какие результаты имеет сфера набора персонала и сотрудников для компаний?
В 2018 году сегмент рекрутинга в России потрясли события, которые показали, что прием человека на работу и оценка его профессиональных способностей может осуществляться не только при прямом участии человека. К работе впервые был допущен чат-бот, который вел диалоги с претендентом, задавал ему вопросы, принимал от него документы. По сути роботы выполняли работу секретаря, а также ответственного специалиста по найму персонала.
Найм персонала – чат-бот легко проверит кандидата
Сектор HR долго и упорно шел к автоматизации. Не секрет, что раньше специалист по найму персонала при приеме кандидата исходил из личных побуждений. Чаще всего, одно неверное слово кандидата, или он «не так посмотрел» на рекрутера, могли быть решающим фактором при приеме на высокооплачиваемую работу. По сути, была своеобразная коррупция в этой сфере, где денежные рабочие места доставались «своим приближенным людям». С появлением чат-бота, коррупция сошла практически на нет.
Чат – бот как профессиональный рекрутмен занимается обработкой базы данных на основе тех сведений, который подал претендент по ту сторону экрана. Живой консультант принимает сотни и тысячи заявлений от кандидатов, и иногда бывает так, что он отклоняет анкету по каким-то причинам, которые неизвестны претенденту. Чаще всего обработка одной анкеты занимает несколько дней, где нужно вручную обработать сведения.
В прошлом году компании, которые установили чат-боты рекрутмены показали хорошие результаты. Так, по статистике, бот сумел сократить потерю времени на обработку сведений на 60%, по сравнению, если бы этим напрямую занимался живой специалист.HR-скрининг осуществляется ботом в круглосуточном режиме, что позволяет выдавать информацию для дальнейшей обработки «живым» специалистом к началу его рабочего времени.
Машинное обучение в рекрутинге
Розничный сегмент имеет тенденцию приема на работу огромного количества специалистов, где нереально отследить достоверность данных предоставляемых из анкет и резюме. Внедрение чат-ботов позволяет оптимизировать затраты на обработку информации и чат-бот на основе имеющей информации принимает решение – приглашать на собеседование претендента или отклонить его кандидатуру.
Однако у этого сегмента есть проблема организационного характера. Так, претенденты в розничной компании, зачастую не имеют банальных навыков использования сети Интернет. Вместе с этим, все-такие какие-то базовые навыки пользования электронной почты и мессенджеров у таких кандидатов имеются. Эти навыки могут со временем освоить претенденты, и поэтому рекрутинг активно завоёвывает рынок мессенджеров. Чат-бот задает претенденту наводящие вопросы, предлагает прикрепить резюме или иные файлы, далее, если это предусмотрено программой, бот обрабатывает в автоматическом режиме сведения. В некоторых случаях претенденту нужно будет заполнить анкету с указанием необходимых данных. Такая схема позволяет боту быстро и точно определить, есть ли потребность розничной компании в выбранном специалисте или нет.
Что может предложить российский рынок
В течение последних лет рынок чат-ботов был представлен интересными новинками, которые доказали свою эффективность. Производители таких программ до сих пор ведут доработки сервисов и при необходимости нужно периодически устанавливать обновления.
- Робот «Вера». Уникальная разработка российского сектора ИИ. «Вера» осуществляет поиск данных на сайтах-агрегаторах, обзванивает кандидатов, при необходимости проводит видеоинтервью.
- Potok. Программы с расширенными возможностями. Ведется обработки базы данных клиентов по заданным командным параметрам. Робот интегрирован как с сайтами –агрегаторами рекрутменов, так и с социальными сетями. Проект имеет большие перспективы. Сейчас его создатели хотят внедрить не только обработку данных, но и ввести аналитический сегмент ИИ для анализа поведенческих факторов кандидата. Тестирование показывает успешные результаты.
- Stafory. Чат-бот больше всего подходит для фрилансеров, которые имеют навыки работы с интернетом и отлично знают функции своей профессии.
- Amazing Hiring. Сервис осуществляет самостоятельный поиск кандидатов в сети Интернет, после чего начинается кропотливая работа в автоматическом режиме. Есть версия для скачивания в браузере, где можно отследить поведенческие стандарты кандидата.
- VCV. Платформа, основанная на подборе персонала при помощи видеоинтервью. Робот сокращает время для обработки видеоинформации и дает готовый портрет кандидата.
- HireVue. Видеоинтервью ведется при помощи ИИ, где робот считывает информацию о кандидате при помощи его эмоций.
- AssessFirst. Платформа не только обрабатывает данные, но считывает параметры по видеоинтервью. Через 20 минут бот дает подробный итоговый портрет кандидата и ставит ему оценку.
Что будет дальше?
По оценке Juniper Research, к 2022 году роботы и ИИ помогут сэкономить компаниям до 8 млрд долларов в год при подборе кандидатов на работу. Сейчас сегмент HR на практике уже используется в США, например, при наборе служащих в армию или в государственные учреждения. Некоторые престижные университеты США принимают на учебу студентов только таким способом, ведь не всегда можно понять, соответствует ли диплом об общем образовании тому, что получил абитуриент на практике.
В России со скрипом внедряют эту технологию. Вместе с этим, 2018 год стал революционным в рекрутинге. К слову, новый вариант приема на работу кандидатов используют западные компании, которые официально работают на территории России.
Сейчас чат-боты, которые успешно зарекомендовали себя в рекрутменте, начинают интегрировать с адаптацией работника на новом месте. То есть, кандидат прошел отбор, и теперь робот помогает ему привыкнуть на новом рабочем месте. Этот сегмент малоизученный, и у него большие перспективы в будущем.
По сведениям LinkedI, те работодатели, которые имеют хорошо развитый бренд, при найме сотрудника на работу, тратят на 50% средств меньше, при этом процесс интеграции выбора нового сотрудника осуществляется в 2 раза быстрее.