Моего бота скопировали! Или что делать при краже контента.

Время чтения: 3 минуты Прочту позже
Копирование контента из чат-бота
Копирование контента из чат-бота

Услышав слово «кража», невольно думаешь о чём-то материальном: кошелёк, телефон, квартира, машина. Однако в век информационных технологий, незаконно присвоить можно приложения, разработки, сайты и многое другое. Чат-бот тоже можно украсть, несмотря на его виртуальность и новизну на рынке. Заметить факт кражи, и найти, кто это сделал, не так просто, но лазейки есть.

Елизавета Бородаченко, юрист Кнопки, и Евгений Боровков, коммерческий директор компании «Искусство автоматизации», подсказали, как с бороться с народными умельцами и не давать своих роботов в обиду.

Способы найти плагиат 

  1. Ищем в поисковой системе

Забиваем текст из описания бота в поисковую строку Яндекса или Гугла — его можно скопировать из BotFather, разделы Description и About. Пробуем написать как с кавычками, так и без, чтобы найти похожие фразы и полное совпадение. Изучаем выданные запросы и смотрим, какой из ботов схож с вашим.

Не забываем про Телеграм — также вставляем текст в строку поиска в приложении и пробуем искать похожие названия. Предположим, у вас был бот My_bot, и вы пробуете искать Mybot, Bot_my, mybotmy, разумеется, стартуя найденных ботов и смотря, что внутри.

  1. Отследить бота по ссылкам

Этот способ менее очевидный, чем первый, но работает не хуже.

Встройте в своего чат-бота ссылки, отслеживающие переходы на другие веб-ресурсы. Если злоумышленник был невнимателен, то мог скопировать данные, включая ссылки. С их помощью вы увидите переходы на ваши же ресурсы и найдёте источник. При грамотном линкбилдинге отследить такие вещи будет нетрудно.

Досудебные действия

Для начала нужно понять, осознаёт ли конкурент факт несоблюдения закона. Чтобы с вашей стороны всё было честно, нарушителя следует предупредить об обнаружении воровства. Сделать это можно по электронной почте или с помощью телефонного звонка.

Если вы отправили претензию, но никакой реакции не последовало, и украденный контент всё ещё доступен, можно предпринять следующее:

  • Зафиксируйте факт незаконного пользования вашими материалами. Сделайте скриншоты скопированного чат-бота — заверьте их у нотариуса.
  • Соберите доказательства — исходники или документы, из которых будет понятно, что права на объект интеллектуальной собственности принадлежат вам.
  • Подготовьте информацию о нарушителе. Если нашли скопированный бот в приложении, зайдите на сервис через браузер. Запишите или заскриньте URL, хостинг, доменное имя, ФИО и контакты владельца сайта. 

После направьте официальную претензию, к которой приложите собранные доказательства. Нарушитель  должен ответить в течение 30 календарных дней — об этом надо написать в письме.

Если ответ не поступил или пришёл отказ, придётся обратиться в суд.

Обращение в суд

Нарушили авторские права? Смело требуйте денежную компенсацию. Правда разброс сумм достаточно большой и зависит от решения суда. Возместить можно от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽.

Как вариант, компенсацию могут установить в двукратном размере стоимости украденного или права на его использование. Сумма исчисляется по цене, которую выплачивают за законное пользование контентом при схожих обстоятельствах. К примеру, при предоставлении контента на основании лицензионного договора, с размером вознаграждения 500 ₽, с нарушителя можно взыскать 1 000 ₽.

Если договора нет, сумма рассчитывается по цене, которую платят при аналогичных обстоятельствах.

Если просить компенсацию через суд, то лучше обращаться при наличии лицензионного договора. Это облегчит доказательство размера компенсации. В противном случае придётся отдельно заказывать оценку у экспертной организации.

Как правило, всё решается на этапе досудебных претензий, поэтому обращение в суд считается крайней мерой. Судебные дела быстро не заканчиваются — это долгий и затратный процесс, поэтому мало кто хочет с ним связываться.

Если без суда не обойтись, докажите, что контент принадлежит вам. Тогда он, вероятнее всего, будет на вашей стороне и признает нарушение прав. Но помните: даже в этом случае результат не гарантирован.

Предотвращаем кражу

  • Всегда размещайте ссылку на бота в соцсетях компании, на сайтах или в приложении — это снизит вероятность того, что пользователь наткнется не на вашего бота.
  • Не придумывайте сложные названия. Называйте ботов либо по названию бренда, либо кратко и лаконично, не нужно использовать сложные сочетания. Если юзер запомнил вашего бота, то уже вряд ли попадет к мошенникам.
  • Мониторьте аналоги бота в каталогах вроде Каталог ботов Телеграмм. Злоумышленник может добавить своего бота в такой список.
  • Информируйте пользователей о факте кражи. Если человека предупредить, что нужно быть осторожным — он прислушается.
Понравился материал? Поделись!
0
Комментарии

Комментарии закрыты.