Цифровой этикет в мессенджерах

Время чтения: 4 минуты Прочту позже

Рабочие чаты в Whatsapp, переписки в Skype, группы одноклассников VK и секретные чаты Telegram — всё это кажется таким разным, что сложно даже подумать о каких-то общих правилах общения в мессенджерах. Хотим рассказать, как быть вежливым и общаться, не нарушая чужих границ. 

Нравится 

Самыми первыми законодателями в области интернет-общения были, конечно, модераторы FIDO. Множество форумов с занудными правилами, Лепрозорий со строгим законом «не пиши полгода», ЖЖ, изобретавший свой безумный язык аббревиатур — все эти частные примеры ограничений в конце концов создали общий свод приличий, универсальный этикет, следуя которому, можно быть уместным всегда: хоть на родительском собрании в Viber, хоть в онлайн-игре в Telegram. 

Аватарка и юзернейм 

Да, в сети можно скрываться под псевдонимом, можно скрывать свой пол и возраст, но в любом случае известно одно: пустое место юзерпика вызывает недоверие у собеседника. Даже абстрактная картинка поможет наладить доверительные отношения, ну а для рабочих вопросов лучшей аватаркой станет собственная фотография, лучше всего — на однородном фоне и анфас. Юзернейм в мессенджерах нужен, чтобы по нему обращаться — пинговать, и стоит внимательно отнестись к его выбору. Заполненное поле «О себе» тоже подскажет собеседнику, с кем он общается и настроит его на нужный лад. 

Базовая вежливость 

Казалось бы, мы в интернете, здесь все равны, какие могут быть условности? И тем не менее: отрывистые сообщения по одному слову, нецензурная лексика, обилие эмодзи и не несущих смысла стикеров воспринимается собеседниками как неуважение, а не как свобода. Впрочем, тут важно не перегнуть палку и не писать сразу все свои мысли в один большой трактат. Стандартное правило одна тема = одно сообщение поможет привести переписку в удобный для обоих собеседников вид. Ещё одно важное правило цифрового этикета: писать по делу, не останавливаясь на «Привет». 

Но есть и хорошие новости для нонконформистов! Можно писать с маленькой буквы, в наше время это стало нормой. 

Ответы на сообщения 

Ветки комментариев в мессенджерах не выглядят ветками, но необходимость отвечать на сообщение реплаем никуда не делась — именно по цепочке ответов можно проследить нить беседы. Позвать собеседника можно пингом по его юзернейму, но злоупотреблять этим не стоит, одного раза достаточно для появления уведомления. Упоминания пользователей работают, даже если они указаны в подписи к фотографии. 

Медиа, гифки и репосты 

Конечно, порой слов недостаточно и есть потребность поделиться медиафайлами: фотографиями, музыкой, видеороликами или выразить своё отношение к происходящему уместной гифкой. Для фотографий правила просты: если их несколько, то присылать их следует одним альбомом. Кстати, даже в этом случае к каждой фотографии можно сделать отдельную подпись, чтобы смотреть их было удобно. Для видеороликов со сторонних ресурсов, например, Youtube, можно перед отправкой выбрать, показывать ли превью или оставить это тайной для собеседника. Длинные ссылки лучше обрезать, или, если такой возможности нет, использовать url shortener. Предпросмотр можно настроить и при репосте с других каналов: не всегда нужно прикладывать полный текст поста, особенно если он длинный, в таком случае достаточно будет ссылки на сообщение. 

Стикеры 

Стикеры — новая и уникальная возможность реагировать на сообщения, которая появилась только в мессенджерах. Первые стикеры VK были платными, да и сейчас самые ходовые паки можно только купить или получить в подарок. Во Whatsapp вроде бы есть, но найти их очень сложно. А вот в Telegram стикеров очень много и они бесплатные, и многим так и хочется поскорее использовать их все и отвечать подходящей картинкой буквально на каждую фразу собеседника. Жаль, но для корректного интернет-общения придётся поумерить свой пыл и несколько сократить использование стикеров. Даже в населённых чатах-флудилках не рекомендуется использование более 3 стикеров подряд — имейте это в виду, чтобы случайно не попасть под раздачу. 

Приватные беседы 

Часто случается так: в общем чате завязывается беседа с интересным человеком, и вот вы уже час болтаете обо всём на свете, а другие участники чата почему-то недовольны. Что же случилось? Да просто частные беседы лучше вести в личных сообщениях, не вываливая на группу собеседников неинтересные им подробности. Важно знать, что личные сообщения в мессенджерах всегда более нейтральны и уместны, чем, скажем, звонки по телефону, поэтому можно не бояться писать собеседнику в личку — это не нарушение прайваси, а нормальный диалог. Общение в сети обычно несёт более неформальный характер, да и ответить на сообщение можно в любое удобное время, поэтому мессенджеры и стали так популярны. 

Правила для администраторов и модераторов 

Свой канал или чат — отличное место для сбора единомышленников. Важно сделать их удобными для пользователей: обозначить правила модерации (если они есть), выбрать короткую и понятную ссылку, заполнить описание группы полезной информацией и следить за спамерами, то и дело норовящими прислать рекламу. Ответственность в этом случае немного возрастает: не стоит нарушать свои собственные правила, даже если очень хочется! 

Голосовые сообщения 

Непрошеные войсы — бич современности! Прежде чем отправить голосовое сообщение, необходимо убедиться, что собеседник готов его выслушать! В ином случае лучше использовать распознаватель речи на своём телефоне и исправить опечатки. В общих чатах можно посмотреть, есть ли в списке участников VoicyBot — если да, то он сможет расшифровать голосовое сообщение. Те же правила относятся и к видеосообщениям — их стоит отправлять только близким друзьям, которые не против потратить минуту на ваше видео. 

Боты и помощники 

Telegram предоставляет обширные возможности для написания и использования различных ботов. Игры, калькуляторы, нейросетевые обработки фотографий, боты для стикеров, боты-модераторы чатов, инлайн-гороскопы… Глаза разбегаются и хочется немедленно попробовать всё и сразу. Что ж, с ботами рецепт всё тот же: не переборщить! Для администрирования группы стоит выбрать не самого навороченного помощника, а такого, который подойдёт под именно ваши запросы. Например, для модерирования группы в 50 человек не нужен сложный бот с капчей, распределёнными модераторскими правами и системой предупреждений, а в чате с тысячами участников он будет незаменим. Инлайн боты удобны своей универсальностью, но могут быть весьма раздражающими, особенно, если использовать их без меры. 

Как и в реальной жизни, этикет в мессенджерах в основном сводится к умеренности и базовой вежливости. Писать сообщения компактно и информативно, не злоупотреблять аудиосообщениями и стикерами, по возможности соблюдать ветку беседы и не засорять чат длинными лентами репостов или ссылок. Аккуратность в ведении беседы будет уместной и в дружеской вольной беседе, и в деловой переписке с коллегами и начальством, так что рекомендуем запомнить эти простые правила и быть приятными собеседниками в любой компании. 

Понравился материал? Поделись!
0
Комментарии

Комментарии закрыты.