Ненавязчиво вовлекает участников групп в общение друг с другом

Есть чат-боты, которые мы разрабатываем для наших заказчиков — это всегда конкретные проекты под конкретные цели. 

Но иногда мы делаем что-то по фану, например, чтобы проверить какую-то гипотезу. Если из этого получается что-то интересное, мы открываем доступ к чат-боту для всех. А ещё можем рассказать о том, как его разрабатывали. Этот кейс как раз про такого чат-бота.

Видео про кейс

Задача проекта

— Добавить функцию запуска бота в групповых чатах

— Настроить отправку утренних сообщений с буквами дня и вечерних сообщений со списком победителей и картинкой с облаком слов в пределах чата

— Предоставить возможность формировать статистику по чат-боту с данными по активности для владельцев и администраторов групп

Цель проекта

Сделать чат-бота, помогающего инициировать беседу в групповом чате и преобразовывать дальнейшие диалоги в формат облака слов

Продукт

Если в групповом чате не будет модератора, то очень скоро в нём воцарится хаос. Но даже модератор не улучшит атмосферу, если будет заниматься только удалением непотребного контента и выдачей банов.

Чтобы общение было полезным, нужно следить за тем, чтобы диалоги были завязаны на теме группы, а ещё необходимо периодически устраивать дополнительные активности.

К нам пришла мысль: что если добавить в существующую общую группу чат-бота, который мог бы задавать свои правила игры и следить за общением в чате. А чтобы было понятно, что из этого может получаться, бот в конце дня отправлял бы статистику, которую сам же и сформировал.

Мы быстро придумали правила игры: 

  1. В девять утра по Москве каждый будний день бот должен отправлять сообщение всем участникам группы.
  2. В сообщении должны указываться три рандомные буквы, которые будут участвовать в игре на этот день.
  3. Тот, кто больше других участников напишет слова, начинающиеся на эти буквы, попадёт в список победителей этого дня.
  4. В семь вечера этого же дня бот отправляет список победителей в формате «Имя участника», «Количество слов на первую букву», «Количество слов на вторую букву», «Количество слов на третью букву» и «Суммарное количество слов по всем буквам». Первым указывается тот, у кого общая сумма всех слов больше других, остальные участники указываются в порядке убывания по такой же логике.
  5. Сразу после второго сообщения бот отправляет третье, но уже в формате картинки. На картинке отображается облако слов, которые участники писали в течение дня. Чем популярнее слово, тем большего размера оно будет.

Но одних правил игры недостаточно. Чтобы бот работал как надо, нужно было учесть и другие моменты.

«Пользовательские» нюансы

В современном русском языке нет слов, которые бы начинались на буквы Ъ, Ы, Ь, поэтому для бота нужен отдельный алфавит — без этих букв.

Также необходимо было предугадать способы читерства. Самый очевидный — если участники будут писать слова, состоящие только из одной буквы. Поэтому мы добавили отдельное правило — не учитывать слова такого размера.

Если за весь день никто ничего нового в чат не напишет, бот вместо статистики и облака слов должен прислать сообщение с причиной отсутствия такой статистики.

А если написал, на картинке должны быть указаны только те слова, которые состоят из трёх букв и более. Любые знаки препинания и эмодзи бот должен убирать.

Рандомность трёх букв также предполагает вероятность сочетания этих букв таким образом, что из них могут получаться матерные слова. Мы учли и этот момент тоже — «низкая» лексика тут ни к чему.

И самый неочевидный нюанс — как считать слова в статистике в том случае, если один и тот же участник (пользователь Телеграма) находится сразу в нескольких группах с нашим установленным чат-ботом. Мы пришли к простому решению: создавать для конкретного пользователя столько счётчиков, в скольких группах с таким чат-ботом он состоит.

«Админские» нюансы

При запуске чат-бота на личном аккаунте бот сразу должен рассказать о том, что его возможности лучше использовать для групповых чатов.

Если же владелец или пользователь с возможностями администратора добавит чат-бота в группу, бот не сможет работать, если у не будет доступа к чтению сообщений в чате. Поэтому сразу после добавления в группу бот должен проверить доступ к такой функции. Если она не включена, он должен попросить её включить.

Для администраторов также нужна своя отдельная статистика. Каждый день в 12:00 бот должен присылать админу сообщение, содержащее такие пункты:

  • Общее количество пользователей
  • Количество новых пользователей, которые начали играть сегодня;
  • Количество новых пользователей, которые начали играть в этом месяце;
  • Количество групп, в которых прямо сейчас запущен чат-бот.

Технические нюансы самого чат-бота

Нельзя забывать и про память сервера — она не бесконечна. Поэтому каждый день в 23:00 должна происходить автоматическая очистка данных по таблицам для подсчёта слов на картинке с облаком.

Генерация самой картинки также требует дополнительного внимания. Например, она может долго генерироваться, а значит, есть вероятность, что чат-бот «упадёт». Чтобы это не случалось, мы настроили генерацию картинки по очерёдности, поэтому иногда, если загрузка большая, чат-бот в некоторых группах присылает картинку не в 19:00, а на несколько минут позже.

Нюансы в разработке

Бот, который создаёт активность в групповых чатах — это не только проверка гипотезы, которую мы сами себе придумали, но и новый опыт в разработке.

До этого мы делали только одного чат-бота, который мог работать в чатах с большим количеством участников. Это наш Триггер-бот, единственная функция которого — быстро получать доступ к нужной информации в пределах группового чата.

Для Чемпика же мы планировали разработать больше одной функции, поэтому помимо анализа текущих нюансов должны были учесть и возможные проблемы для будущих дополнений.

Но это только звучит долго. В реальности на всё ушло меньше месяца: техническое задание мы написали за один вечер, в течение двух следующих недель писали код и тестировали бота, а на обсуждение деталей понадобилось всего три созвона с командой.

Конечно, были и сложности. Бот не сразу правильно считал статистику; иногда падал, не выдерживая нагрузки в чатах; путался с цифрами при работе с несколькими группами одновременно. А ещё «шумел»: своё утреннее сообщение с тремя буквами закреплял в чате, отправляя уведомление об этом сразу всем участникам.

Но это были решаемые проблемы, поэтому долго мы на них не задерживались.

Промежуточные выводы

Наша изначальная гипотеза — проверить, сможет ли чат-бот напрямую влиять на активность в группе — всё ещё в процессе подтверждения. Прямо сейчас несколько десятков групп разной тематики используют чат-бота для повышения активности среди участников.

При этом мы уже успели заметить, что помимо прямой функции чат-бота — развивать группу через побуждение к активности, у него есть и неочевидная — его подталкивание к диалогу делает людей более собранными, теперь они больше стараются писать по делу, а не просто «флудить».

Наши дальнейшие планы

Сейчас у Чемпика только один вид активности в чатах — игра с тремя буквами. Если наша гипотеза подтвердится, мы планируем добавить в него и другие активности: викторины, розыгрыши и занимательные подсчёты — например, выявлять самых активных и самых тихих участников группы.

И всё-таки, почему «Чемпик»

Всё благодаря мему «Ньюкасл чемпик». Само по себе слово «чемпик» стало использоваться для высмеивания чьих-то заявленных амбиций или их демонстрационного подтверждения.

Мы решили, что это слово идеально подходит для названия нашего чат-бота, потому что:

  • «Чемпик» — это чемпион, а в ежедневной статистике чат-бота таких сразу несколько;
  • «Чемпик» — это чаще что-то несерьёзное, с атмосферой «по фану», а это как раз наш случай.

Команда

Менеджер проекта
  • Боков Ахмад
Разработчик
  • Хадушкаев Аслан
Разработчик
  • Авдеев Сергей
Тестировщик
  • Кочанов Андрей
Дата выпуска: 01.03.2024

Итоги

С помощью Чемпика можно геймифицировать общение в чате: больше не нужно придумывать какие-то сложные механики, достаточно запустить чат-бота в группе и посмотреть на отклик аудитории.

Тем более, что сейчас чат-бот открыт для всех. Установить его могут владельцы любых групп — больших или маленьких, тематических или «общих».

Ссылка на чат-бота

Заполните форму
Наш менеджер свяжется с вами в течение часа
Напишите в мессенджер
Наш менеджер свяжется с вами в течение часа
Александр Венгер
Эксперт по продукту